/13.07.2020 /Маркетинговые исследования /Валентин Богомолов

Приведен фрагмент выполненного в 2020 г. проекта. Вы можете заказать индивидуальное маркетинговое исследование рынка фанеры, отвечающее Вашим потребностям. Также при необходимости мы можем подготовить бизнес-план предприятия по производству фанеры.

Совокупный объем мирового производства фанеры по итогам 2013 года составлял около 133 млн. м3, к 2016 году показатель увеличился на 21,3% и составлял 161,4 млн. м3. С 2017 года мировое производство фанеры сокращается: на 2,1% в 2017 году, около 0,7% составило сокращение объемов изготовления фанеры по итогу 2018 года, в 2019 году производство фанеры составило 156,2 млн м3, что на 0,5% меньше, чем в предыдущего году, на 3,2% меньше, чем в 2016 году, но на 17,4% превышает выпуск фанеры в 2013 году.

В современных условиях состояние мирового рынка фанеры определяется уровнем производства крупнейшего в мире производителя фанеры – Китая, на долю которого сегодня приходится около 73% мирового производства фанеры.

На втором месте в списке стран, выпускающих фанеру, Соединенные штаты Америки, занимают при этом всего 6,4% мирового рынка фанеры. Следует отметить еще два крупных производителя фанеры в мире, таких как Россия и Индонезия, доли выпуска фанеры которых в мировом производстве составляют 2,6% и 2,4% соответственно.

Как говорилось ранее, лидером на мировом рынке производства фанеры многие годы является Китай, ему принадлежит 72,5% (113 273 тыс. м3 в 2019 году и предыдущие два года) всего производимого объема фанеры в мире. В 11 раз меньше — 6,4% — производится в США (9 925 тыс. м3 в 2019 году), третье место по объему производства фанеры занимает Россия, выпуск в 2019 году составлял около 4 061 тыс. м3, так же в пятерку лидеров по объемам выпуска фанеры вошли Индонезия (3 800 тыс. м3) и Япония (3 298 тыс. м3). Суммарно пятерка стран лидеров изготовили 86% от мирового объема выпуска фанеры.

Объем экспорта в рассмотренном периоде то рос, то снижался и после очередного сокращения (-12,2%) составил в 2019 году 27 ,8 млн м3. Наибольший прирост объемов экспорта наблюдался в 2014 году – почти 7%, в 2015 году экспорт снизился на 1,4%, но в 2016 и 2017 году тенденция роста вернулась (+6,2% в 2016 г., +2,1% в 2017 г.)

Мировой объем импорта фанеры ежегодно рос до 2018 года и составил 32,2 млн м3, однако в 2019 году импорт сократился на 11,6% относительно предыдущего года, был меньше на 7%, чем в 2017 году, но больше, чем в 2016 году на 0,9% и превысил объемы импорта фанеры в 2013 году на 20,2%.

Основным импортером фанеры в 2019 году являются Соединенные штаты Америки (16,4% в структуре импорта) — страна, испытывающая недостаток собственных лесных и земельных ресурсов. Также большие объемы фанеры импортируются в Японию — на ее долю приходится около 7,7% мирового импорта фанеры (около 2 216 тыс. м3).

В структуре крупнейших мировых импортеров в 2019 году выделяются следующие страны: Германия (около 5,1% всего импорта — в натуральной величине 1 469 тыс. м3), Великобритания (1 454 тыс. м3), Канада (4,9%), и Республика Корея (более 3,9%). Также в десятку крупнейших мировых импортеров в 2019 году попали Филиппины – 3,25% или 924 тыс. м3 фанеры, Китай (879 тыс. м3), Бельгия (799 тыс. м3) и Нидерланды (708 тыс. м3).

Наибольшие объемы экспорта в 2019 году зафиксированы в Китае, лидере производства фанеры. Более 31% фанеры экспортируется именно из Китая, в натуральном выражении экспорт составлял в 2019 году 8,7 млн. м3. Второе место среди крупнейших стран экспортеров фанеры в 2019 году занимает Россия, экспортоориентированное производство фанеры - наиболее рентабельный и интенсивно развивающийся сегмент деревообрабатывающей промышленности России. Поставки отечественной клееной фанеры на внешние рынки в 2019 году составили 10,5% от мирового объема экспорта или 2,9 млн м3 фанеры в натуральном выражении. Экспорт фанеры из Индонезии составил 2,88 млн м3.

Среди крупнейших мировых экспортеров в 2019 году так же можно выделить те же страны, что являются и лидерами по производству фанеры: Бразилия - около 7,4% всего экспорта, что в натуральной величине составляет 2 059 тыс. м3 и Малайзия, откуда экспортировано по итогу 2019 года 1,7 млн м3 фанеры.

Мировые цены на фанеру демонстрировали рост до 2014 года и находились тогда на одном из пиковых значений. Однако, в 2015 году последовало снижение стоимости фанеры, как импортной, так и экспортной. Таким образом, к 2017 году импортная стоимость кубометра фанеры снизилась на 13,9% к уровню цены 2014 года, на 2,6% к уровню предыдущего года и составила около 493 долл./м3. Что касаемо экспортной стоимости фанеры: в 2017 году цена кубометра составляла 495 долл./м3, что ниже стоимости фанеры в 2014 году на 13,6%.

В 2018 году стоимость импортной и экспортной фанеры выросла относительно уровня цены в предыдущем году на 5,9% и 7,5% соответственно, однако в 2019 году цены снова сократились: импортная на 1,3% и экспортная на 0,4%. 

СФСбизнес-планмаркетинговое исследование