/02.08.2018 /Маркетинговые исследования /Валентин Богомолов

Маркетинговое исследование российского рынка пиломатериалов

 Приведен фрагмент выполненного в 2018 г. проекта. Вы можете заказать индивидуальное маркетинговое исследование рынка пиломатериалов, отвечающее Вашим потребностям. Также при необходимости мы можем подготовить бизнес-план предприятия по обработке пиломатериалов, бизнес-план лесоперерабатывающего предприятия для инвестора или для банка.

Производство и экспорт пиломатериалов в России

По данным статистики Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН ФАО, производство пиломатериалов в России в целом стабильно. С 2010 года прирост составляет в среднем 4,4% в год, в 2016 году произведено 34,3 млн. м3.

В 2016 году объем мирового производства пиломатериалов увеличился на 3,3% по сравнению с 2015 годом и составил 333,5 млн. м3. Мировое производство пиломатериалов подвержено влиянию спадов и подъемов мировой экономики. Так, к 2009 году мировой объем производства пиломатериалов упал с 331,5 млн. м3 в 2006 году до 249 млн. м3. Отрасль вышла на докризисный уровень объема производства только в 2015 году.

По данным Федеральной службы государственной статистики 81,14% от всего объема производства пиломатериалов в России сконцентрировано в Сибирском, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. При этом только Сибирский федеральный округ показывает быстрый рост объемов производства. В 2016 году прирост производства на территории Сибирского Федерального округа составил 13,8% к уровню 2015 года и 36,2% к уровню 2010 года, тогда как в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах производство сократилось на 7% и 8% соответственно по отношению к 2010 году.

Производство и экспорт пиломатериалов находятся в прямой зависимости. Оба показателя стабильно растут с 2009 года. В среднем на внутренний рынок России поставляется 10 млн. м3 ежегодно, или 33% от общего объема производимых пиломатериалов (средние значения рассчитаны на период 2010-2016 гг.).

В 2016 году прирост экспортной выручки составил вырос на 3,2% и составил 2,9 млрд. $ США. В 2015 году выручка от экспорта резко упала на 19% до 2,8 млрд. $ США с показателя 3,5 млрд. $ США в 2014 году. Как видно из таблицы, при данном увеличении физического объема экспорта можно было ожидать роста выручки от экспорта хвойных пиломатериалов в 2015 году. Сложившуюся ситуацию можно объяснить увеличившейся долей Китая в российском экспорте. На сегодняшний день в Китай экспортируется все больше и больше пиломатериала, который отпускается по сравнительно низким ценам, что, наряду с падением рубля, отрицательно сказывается на выручке.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий, от общего объема экспорта в страны СНГ, в январе 2017 года составила 3,9% (в январе 2016 года – 3,5%). Стоимостный и физический объемы экспорта указанной товарной группы возросли по сравнению с январем 2016 года на 49,4 и 57,3% соответственно. Физические объемы экспорта фанеры возросли на 55,8%, а также бумаги газетной – на 29,2%, пиломатериалов – на 15,9%, целлюлозы – на 7,6%.

В 1 кв. 2017 г. на мировых рынках отмечался высокий спрос на хвойные пиломатериалы. Продажи из России на экспорт выросли на 16% (г/г) и составили 6,1 млн м3 стоимостью $761 млн (+26% г/г). Объем экспорта хвойных пиломатериалов из России в марте 2017 года составил 2,5 млн м3 (+32% м/м, +11% г/г) стоимостью $313 млн (+22% г/г, +31% м/м).

Наибольшими темпами растет экспорт хвойных пиломатериалов в Китай в среднем на 4% в месяц последние два года. Китайские переработчики переориентировали свои производства на российскую древесину, расширяют сферу ее применения и готовы покупать пиломатериалы в любом объеме.

Вместе с этим, решение властей США в апреле 2017 г. ввести временные пошлины от 3% до 24% на импорт хвойных пиломатериалов для пяти крупных канадских компаний: West Fraser Mills, Tolko Marketing and Sales, J.D. Irving, Canfor Corporation, и Resolute FP Canada и 20% — для всех остальных компаний может существенно повлиять на мировой торговый баланс. Канада – крупнейший в мире производитель хвойных пиломатериалов. По итогам 2016 года в стране произведено 67 млн м3, из которых 45 млн м3 было реализовано в США.

Что касается объемов отгруженной продукции, то в соответствии с информацией ФТС России по итогам I квартала 2018 года относительно аналогичного уровня предыдущего года заметно упал уровень поставок круглого леса – спад составил почти 6%. Газетной бумаги за рассматриваемый период было отгружено на 4% меньше, чем год назад. При этом почти на 7% выросли физические объемы экспорта фанеры; поставки товарной целлюлозы увеличились примерно на 2%; уровень отгруженной распиленной древесины изменился незначительно – рост составил 1,3%.

СФСбизнес-план