/25.09.2017 /Все о бизнес-планировании /Валентин Богомолов

Назначение и цели создания бизнес-плана

Бизнес-план – это документ, который является важнейшей частью внутрифирменного управления и лучшим инструментом для привлечения внешних инвестиций. Методично разработанный бизнес-план является залогом успешного развития компании.

Методика составления бизнес-плана, его форма и содержание определяются в зависимости от:

  1. Вида финансирования: самофинансирование, кредитное финансирование, лизинг, государственное или проектное финансирование.
  2. Целевой аудитории: менеджеры, инвесторы, кредиторы или деловые партнеры.

Влияние целевой аудитории на назначение бизнес-плана

Бизнес-план – современная форма представления инвестиционного проекта, которая используется в каждой компании. Чаще всего он создается для внешних пользователей – инвесторов. Однако, чтобы действительно получить финансирование проекта, нужно начать с применения бюджетного управления и бизнес-плана во внутрифирменном управлении. Для того, чтобы начать планирование, необходимо методом проб и ошибок найти вариант бизнес-плана, который позволит точно описывать деятельность вашей фирмы. Он должен быть формальным, реалистичным и скользящим, легко изменяемым. Процесс исполнения бюджета и плана нужно контролировать. Бизнес-план дает руководителю реальную возможность выбора развития, поиска оптимального варианта управленческого решения, а работа без плана этого выбора лишает. Осуществляя планирование, легко навести порядок в делах компании и просчитать будущие денежные потоки на полгода вперед с точностью до 95%. Стратегическое управление компанией делает ее более успешной и привлекательной для инвестора.

В условиях кризиса и неопределенности в нашей стране инвесторы принимают решения не только на основе независимых оценок проекта в бизнес-плане, им также важно понимать вероятность достижения плановых показателей. Гарантиями выступают налаженный бизнес с устойчивым финансовым положением, профессиональная команда управленцев и имущественные гарантии (залог или акции).

В зависимости от цели и целевой аудитории бизнес-плана выделяют следующие виды:

Внутрифирменное планирование:

  • Бизнес-план компании/холдинга
    Представление перед советом директоров или собранием акционеров общих перспектив развития компании/холдинга на плановый период. Указываются прогнозные финансовые показатели для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
  • Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности)
    Представление перед высшим руководством компании плана операционной деятельности подразделения для обоснования получения централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

Привлечение внешнего финансирования

  • Бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта
    Представление подробного плана реализации проекта, прогнозных финансовых показателей и его эффективности.
  • Бизнес-план, как заявка на инвестиционный кредит
    Представление текущей деятельности компании и полное описание проекта по форме кредитной организации. Банки предпочитают оценивать бизнес-планы, написанные независимыми консультантами.
  • Бизнес-план как заявка на грант
    Представление проекта для получения бюджетных средств. Упор в бизнес-плане делается н обоснование прямых и косвенных выгод для региона или общества, которые возникнут при реализации проекта.
  • Бизнес-план развития региона
    Представление паспорта региона, описание программ развития для органов с бюджетными полномочиями.

Так как для инвестора важно получить выгоду от вложения средств, в бизнес-плане подробно описывается финансовый план и показатели эффективности проекта.

Влияние вида финансирования проекта на цели бизнес-плана.

Так как проекты бывают разного масштаба и направления, они нуждаются в индивидуальном подходе при реализации и финансировании. Если проект крупный и способен повлиять на финансовое состояние организации – инициатора, то под его реализацию создается отдельное юридическое лицо. Существует так же ряд других причин, которые приводят к данной организационной структуре проекта, его обособлению. Бизнес-планы так же могут быть реализованы внутри компании- инициатора.

В зависимости от выбранной организационной структуры, выделяют проектное финансирование и инвестиционное кредитование.

Проектное финансирование - это участие банка в инвестиционном проекте с последующим возвратом заемных средств из будущего денежного потока проекта. Специфика проектного финансирования в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учетом распределения риска между участниками проекта. Если вы создаете бизнес-план, направленный на привлечение проектного финансирования, то уделите особое внимание описанию его эффективности и изучите вероятность успешной реализации проекта: его риски, маркетинговый план, поставщиков и партнеров. Опишите подробно команду проекта. Финансовый план должен быть очень подробным и правдоподобным, а показатели эффективности – достаточно высокими, чтобы окупить риск инвестора.

При подготовке документов для получения инвестиционного кредитования нужно знать, что источником возврата заемных средств является хозяйственная деятельность заемщика, в том числе доходы от реализации проекта. То есть инвестор в первую очередь проводит горизонтальный и вертикальный анализ финансового состояния инициатора проекта по данным стандартной бухгалтерской отчётности предприятия за 3 года. Важно провести предварительный анализ самостоятельно, чтобы убедиться в устойчивости структуры баланса, отсутствии проблем с налоговыми отчислениями и поставщиками. При анализе кредитной истории учитываются долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты, финансовый лизинг и долгосрочная аренда.
Предприятие должно генерировать положительный денежный поток и стабильно развиваться. В ином случае следует прибегнуть к проектному финансированию. 

бизнес-план