/22.11.2017 /Все о бизнес-планировании /Валентин Богомолов

Содержание бизнес-плана

1. Резюме проекта.

В резюме проекта должно быть описано краткой форме: суть проекта и цель его реализации, важнейшая информация о получателе средств и основных соучастниках проекта, результаты исследования потенциала рынка, стратегию осуществления проекта (общий график реализации), основные прогнозные экономические показатели (коэффициенты), общую стоимость проекта, общую потребность в финансировании и предполагаемые источники финансирования, основные факторы успеха и ключевые риски проекта (обычно представляется в виде SWOT- анализа), а так же другие важные данные по проекту.

2. Информация об Основных участниках проекта.

В разделе приводится информация об основных участниках проекта, роли и порядок их взаимодействия в деятельности проекта, обоснованность заинтересованности в проекте, присутствие навыка деятельности в отрасли, и другая не маловажная информация. Рекомендуется коротко изъяснить историю формирования компании- описать свойственные ей черты деятельности и информацию о местонахождении соучастников проекта, предоставить основные финансовые данные по получателю средств и/или группе, а также в случае, если получатель средств относится к Группе лиц, изобразить графически организационную структуру Группы или её фрагмент.

3. Описание проекта.

Далее необходимо: изъяснить сущность проекта, выделить тип инвестиционного проекта, определить стадию осуществления проекта и этап, на котором в данный момент находится проект, так же упомянуть регион (страну) и отрасль, реализации проект, выделить на каких принципах государственно-частного партнерства будет реализован проект, описать необходимость реализации проекта для получателя средств, дать объяснение общегосударственной значимости проекта, привести данные о бюджетном и социально-экономическом эффектах от реализации инвестиционного проекта за период не меньший чем ожидаемый период участия банка в реализации проекта.

4. Описание продукта.

В раздел описание продукта включается описание продукции или услуги, планируемой к выпуску и исследование их конкурентных преимуществ и недостатков. В разделе должны быть данные о преимущественной части продуктовой программы, которая составляет большую часть доходов. Необходимо указать степень готовности продукта к выпуску и реализации. Рекомендуется описать ключевые качественные свойства продукта, исследовать жизненный цикла продукта, указать на прогнозируемые изменения в ассортименте и возможную модернизацию продукта.

5. Анализ рынка.

Так же необходимо описать рынок сбыта, для которого предназначается данная продукция и/или услуги, предусмотренные проектом, а также перспективы формирования рынка. В разделе представляется исследование текущего состояния рынка, составляющее в себе: текущий и прогнозируемый объем рынка, уровень насыщенности, динамику развития, а так же описание структуры рынка, показатели рыночной концентрации, главных прямых конкурентов и конкурентов, которые производят товары-заменители, сложности со входом в отрасль, информацию о сезонности спроса или предложения, главные каналы распределения и способы стимулирования сбыта (реклама, мерчендайзинг и т.д.), основные принципы ценообразования, динамику цен на продукт или услугу и прогноз её изменения, скорость инноваций и технологических изменений в отрасли, степень государственного регулирования рынка (отрасли), иную существенную информацию.

Для выделения рыночных сегментов рекомендуется использовать географический, ценовой, социальный (отраслевой) признак и иные признаки, которые позволяют четко выделить целевую группу покупателей, на которую ориентирован продукт. В данный раздел включается прогноз объема продаж или иного показателя спроса по рынку в целом и по сегментам, в которых будет позиционироваться продукция (работы, услуги), предназначенные к реализации по проекту (период прогноза, как правило, должен составлять не менее пяти лет), анализ уровня конкуренции в отрасли (рекомендуется использовать схему «пяти сил конкуренции» М. Портера – рассмотреть «рыночную силу» поставщиков, потребителей, существующих и потенциальных прямых конкурентов, конкурентов, производящих продукты-заменители).

Рекомендуется привести информацию по основным конкурентам: позиция на рынке (местоположение, доля рынка), текущие и прогнозные производственные мощности, основная стратегия конкурентной борьбы, конкурентные преимущества и недостатки (обязательно в случае олигополистической структуре рынка – наличии нескольких крупных игроков на рынке), а так же об отрасли в целом (общая динамика предприятий отрасли, уровень рентабельности, структура активов, оборачиваемость активов, типовая структура затрат, степень износа основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей/технологического оборудования; другие важные факторы, характеризующие отрасль).

В случае, если целью инвестиционного проекта является строительство ранее определенного количества объектов (производственных мощностей) для реализации ранее определенному заказчику, с которым заключено соглашение, о приобретении объектов (производственных мощностей), или реализация продукции/работ/услуг, предназначенных для единственного покупателя, исследование рынка заменяется исследованием потребностей ключевого заказчика (покупателя).

6. Организационный план.

В этом разделе дается описание стратегии реализации проекта, приводится временной график выполнения проекта и указывается возможное начало реализации проекта и длительность главных стадий проекта, промежуточных этапов. Раздел должен содержать данные о планировании ввода производственных мощностей или других объектов инвестирования в эксплуатацию (графически или в виде блок-схемы), рекомендовано указание контрольных точек, помимо этого в разделе указывается план проектно-изыскательской, геологоразведочной, строительной, монтажной, пуско-наладочной и другой деятельности по проекту с указанием их длительности и /или календарный план исполнения работ по проекту (в виде графика или блок-схемы). Организационные графики и планы работ по проекту обычно располагаются в приложении к бизнес-плану проекта.

7. План продаж и стратегия маркетинга.

В данном разделе отражается общая динамика объема продаж и прогнозной доли рынка, рассматривается стратегия по их достижению, в их числе стратегия конкурентной борьбы, приводится прогнозный объем продаж в натуральных единицах, прогнозные отпускные цены (тарифы) и/или прогноз выручки от реализации в денежном выражении по проекту - с учётом анализа, произведенного в разделе анализа рынка. В разделе описывается стратегия маркетинга по проекту, указывается текущая и прогнозная доля компании на рынке (в случае, если предполагается увеличение доли рынка), описывается стратегия конкурентной борьбы.

Если возможно дифференцирование продукта, приводится сравнительный конкурентный анализ продукта, который планируется к выпуску по проекту (преимущества и недостатки по сравнению с продуктами конкурентов). В случае олигополистической структуры рынка (наличии нескольких крупных игроков), требуется дать сравнительный анализ стратегий конкурентов и учесть их при выработке стратегии маркетинга по проекту. В случае, если проект относится к инновационным, рекомендуется проработать вопрос о юридической защите интеллектуальных прав собственности на продукт.

8. План производства (эксплуатации).

В бизнес-плане необходимо привести план объема выпуска продукции в разрезе продуктов или план эксплуатации объектов, построенный с учётом прогноза объема продаж, определенного в разделе плана продаж и стратегии маркетинга, краткое описание производственного процесса (схемы производственных потоков) или бизнес-модели (описание основных бизнес-процессов) на операционной (эксплуатационной) стадии реализации проекта, краткое описание технологии производства (строительства) и оборудования, удельные затраты сырья и материалов, энергии, времени работы оборудования и персонала для осуществления ключевых бизнес-процессов или длявыпуска единицы продукта. Рекомендуется разместить данные по системе обеспечения качества продукта (если высокое качество относится к конкурентным преимуществам продукта).

9. Анализ ресурсов.

Проводится исследование материальных, организационных, человеческих и других ресурсов, требуемых для реализации проекта. Приводится анализ производственной/строительной площадки (в случае её надобности для реализации проекта), в случае, если проект относится к категории создания нового предприятия/производства/объекта с «нуля», указываются данные о том, как предполагается обеспечить устойчивое материально-техническое снабжение (указать возможных поставщиков и их местоположение), исследование управленческих ресурсов проекта.

Следует определить основные ресурсы и исследовать соответствующие им ресурсные рынки, а так же исследовать текущие и прогнозные объемы спроса и предложения ресурсов, рыночную структуру и динамику цен, но если производство является трудоёмким или основным продуктом по проекту являются услуги или работы, можно выделить анализ трудовых ресурсов в отдельный раздел или приложение, в котором описать: необходимый для реализации проекта персонал, в том числе, количество персонала по категориям, необходимые навыки и квалификацию, предполагаемый уровень заработной платы, а так же  имеющийся персонал (в случае его наличия), в том числе, состав и квалификацию, потребность в обучении, текучесть кадров, уровень оплаты труда.

10. Финансовый план.

В разделе представляются ключевые начальные данные, дозволения и предпосылки, принятые для написания финансовых прогнозов, основные финансовые показатели (коэффициенты) по годам реализации Проекта, прогнозная финансовая отчетность, анализ оценки воздействия изменений важнейших факторов риска на финансовые прогнозы, а также другая информация и графический материал, представляющий и описывающий результаты финансовых прогнозов.

11. План финансирования.

В разделе содержатся данные об общей потребности в финансировании, возможные источники финансирования, информация размере собственных средств (вкладываемых в проект получателем средств и его акционерами/участниками), информация о возможности дополнительного финансирования получателем средств или иными Участниками проекта, возможный размер, а так же форма участия банка, планируемый график предоставления, обслуживания и возврата долга банком и предполагаемые варианты выхода банка из уставного капитала и размер, форма и условия (в том числе, предполагаемые) предоставления финансирования иными Участниками проекта (если такая возможность есть).

12. Анализ проектных рисков.

Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку и возможности управления рисками и предложенные гарантии инвесторам. Для проектов, которые выполняются на принципах государственно-частного партнерства, следует представить матрицу рисков и предложения по распределению рисков между частным и государственным сектором с целью их сокращения.

13. Приложения.

В конце бизнес-план расположены приложения, данные, таблицы, иллюстрирующие, раскрывающие или подтверждающие информацию, изложенную в основной части бизнес-плана.